Иркутский Богоявленский собор
Тамара КРЮЧКОВА, сотрудник этнографического музея "Тальцы"
Иркутский Богоявленский собор со времени своего основания в 1693 г. играл важную роль в духовной жизни города. Построенный у стен острога -- в самом сердце города -- он на протяжении XVIII-XIX веков был кафедральным, т.е. главным храмом местной епархии. В его стенах отмечались все наиболее важные церковные и исторические события нашего края. Первоначально здание было деревянным, но 3 августа 1716 года оно сгорело, став добычею большого пожара, уничтожившего значительную часть острожной стены и посада. Восстанавливать собор решили из кирпича.
Созидался каменный собор, как это было принято в России, всем "миром", на добровольные "приношения от доброхотных дателей". Тысячи людей приняли участие в его возведении: кто-то своими деньгами или имуществом, кто-то трудом, кто-то молитвами. Как видно из книги П. Громова "Начало христианства в Иркутске", первый денежный вклад в сумме 200 р. сделали иркутский комендант Л.Р. Ракитин и его брат Иван.
Сооружение здания заняло довольно длительное время. Как сообщает Иркутская летопись, его закладка была осуществлена в июле 1718 г. Шесть лет спустя начались богослужения в придельном храме во имя Петра и Павла, а в 1729 г. под колокольнею по инициативе и "иждивением" иркутского сына боярского Ивана Пивоварова выросла придельная церковь во имя Иоанна Воина. Главный храм -- Богоявленский -- был освящен только 25 сентября 1746 г.
Уставщиком, т.е. руководителем артели каменщиков, в соборе Богоявления в 1720-1930 годы был мастер каменного дела Василий ГАРЯЕВ. Известный исследователь культуры Сибири А.Н. Копылов отметил, что до 80-х годов XVIII в., когда в Сибири появились первые архитекторы, зодчие-практики или "уставщики церковного каменного строения" -- выполняли функции архитектора и прораба-строителя. Обычно артель, которую возглавлял уставщик, брала за образец какую-либо существующую церковь. Прямым предшественником Иркутского Богоявленского собора исследователь архитектуры В.В. Скопин считает Троицкий собор (1703 г.) в г. Верхотурье Тюменской области. Об этом свидетельствуют его внешний вид, характер конструктивных приемов, масштабных и ритмических взаимоотношений, элементы (пятиглавное завершение восьмерика, шатровая колокольня, обрамление оконных проемов) памятнике. Вполне возможно, что и сам Василий Гаряев прибыл в Иркутск из Верхотурья.
Храм строился в период активного освоения в России новых форм. Этот процесс затронул все сферы культуры и проявился повсеместно, даже в далекой Сибири. В архитектуре иркутского Богоявленского собора явно прочитываются два начала -- русское традиционное и новое, барочное. Уставщик выбрал схему, типичную для простых посадских церквей середины XVII века: по продольной оси ставилась колокольня, трапезная и собственно храм с апсидой. Главный вход в храм устроен через колокольню. А колокольня имеет традиционное в древнерусском зодчестве шатровое завершение. Изящный, высокий шатер придавал Богоявленскому собору величие и удивительно хорошо сочетался с образом основного объема, как свеча, устремленного вверх. Пять небольших куполов воспринимались как движущиеся языки пламени, придавая динамичность всему ансамблю храма. Пятиглавие Богоявленского собора в начале XIX века было разобрано и заменено куполом с одной главой, отчего целостность и органичная соразмерность между главами и несущим объемом нарушилась, обеднив общую композицию здания.
В 60-е годы XVIIIв., при радетельном епископе Софронии Кристалевском к трехпрестольному собору были пристроены еще три придела: с южной стороны -- во имя Казанской Божией Матери, с северной -- во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых. Эти достройки и перестройки значительно изменили первоначальный облик собора. "Когда-то стройный, устремленный вверх, он раздался вширь и словно осел в землю, -- пишет Н.М. Полунина. -- Еще большую массивность Богоявленскому собору придала построенная в начале XIX века новая колокольня под "большой колокол". В сентябре 1812 г. выкопаны рвы для второй соборной колокольни с большим колоколом весом в 1761 пуд, вылитым в 1797 г. С 1797 г. он висел на столбах, а 30 марта 1815 года поднят на новую колокольню, 10 июня колокольню окончательно покрыли железом и поставили крест.
Время, постепенно старившее храм, стихийные бедствия, посещавшие Иркутск, отражались на состоянии памятника. Особенно значительно Богоявленский собор пострадал во время сильнейшего землетрясения 30-31 декабря 1861 г.: были повреждены практически все своды, на них появились трещины, во многих местах над окнами и дверьми лопнули арки, из окон фонарика холодного храма выпали рамы, сдвинулись с места две колонны в Петропавловском иконостасе. Собор пришлось ремонтировать. В 1868-1891 гг. были исправлены все нарушения здания от землетрясения, а по чертежам архитектора Владислава Андреевича Кудельского стену, делившую трапезную и Петропавловский придел, разобрали и заменили двумя арками, в результате чего образовалось пространное помещение. В это же время заменили два иконостаса: в главном храме и в Казанском приделе. Тело иконостаса Богоявленского храма выполнил Борис Васильевич ПОПОВ, а иконы в три верхние яруса были выписаны из Москвы от иконописца Андрея Семеновича РОГОЖКИНА. Иконостасы в трапезной и Петропавловском приделе были заменены ранее, в 1827 и 1829 гг.
За три века своего существования Богоявленский храм просветил светом Христовой Веры тысячи людей: многие здесь приняли таинство святого крещения, молодые супруги перед лицом Бога подтверждали данное друг другу слово, отсюда многие иркутяне провожали своих сородичей и близких в жизнь вечную. Каждый день здесь молились десятки, иногда сотни иркутян.
Перелистывая страницы Иркутской летописи, убеждаешься, что он был свидетелем всех важнейших событий в городе и в России. От стен собора начинались почти все крестные ходы в г. Иркутске. С ним была связана деятельность всех иркутских епископов и архиепископов. Два прославленных в Сибири иркутских чудотворца -- святители Иннокентий и Софроний -- приняли активное участие в возведении храма. В краеведческой литературе отмечено, что строительство заметно оживилось после 1727 года, когда Иркутская епархия отделилась от Тобольской и ее возглавил Иннокентий КУЛЬЧИЦКИЙ. Он приложил немало усилий к тому, чтобы каменные работы к 1731 году были в основном закончены. Придельную церковь во имя Иоанна Воина, расположенную под колокольней, 22 июля 1729 года святитель Иннокентий освящал сам.
Во времена второго епископа -- Иннокентия Неруновича и третьего вышеупомянутого -- Софрония рядом с собором был построен Архиерейский дом (первоначально деревянный, потом каменный), где располагались жилые покои и административные помещения иркутского архиерея, сюда была переведена Духовная консистория, ведающая всеми делами Иркутской епархии, позднее было построено здание для духовного училища, обучающего священнослужителей. Здесь появилась богатая библиотека периодической православной литературы, и любой иркутянин мог взять любое издание на дом. Таким образом, кафедральный собор Богоявления на протяжении XVIII-XIX веков был средоточием духовной жизни Иркутского края. В конце XIX века недалеко от него был построен новый храм -- во имя Казанской Божией Матери (освящен в 1894 г.,), которому переданы были функции кафедрального собора.
В соборе Богоявления покоились мощи святителя Софрония, в миру Стефана Кристалевского (25.12.1704 -- 30.03.1771), был третьим епископом иркутским. Родом он из-под Чернигова, он правил Иркутской епархией 17 лет, проявив себя прекрасным организатором и очень деятельным епископом. Очень ярко это демонстрирует тот факт, что несмотря на сложное положение внутри епархии и неблагоприятные времена для монастырей, когда у них в 1764 году были отобраны земли и крепостные крестьяне, при Софронии монастыри расцвели и не чувствовали материальной нужды. При нем только в одном Иркутске было выстроено шесть каменных церквей.
С собором Богоявления связана судьба Прокопия Васильевича ГРОМОВА (07.07.1801 -- 31.08.1880), человека редких душевных качеств, талантливого и трудолюбивого исследователя православной истории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Изучив огромное количество архивных документов, он написал первое полное жизнеописание святителя Иннокентия, опубликовав в 1868 г. книгу "Начало христианства в Иркутске".
Будучи сыном иркутского священника, Прокопий Громов учится в Иркутской духовной семинарии, а потом в Московской академии, закончив курс со степенью кандидата богословия. С 1822 г. по 1833 г. был преподавателем церковной истории в Иркутской духовной семинарии и священником в Благовещенской, потом в Воскресенской (Тихвинской) церквях. 31 августа 1833 г. определен настоятелем в Камчатский Петропавловский собор, где прослужил 14 лет. В Иркутск вернулся 18 марта 1847 года, служил в Спасской церкви, а с 6 декабря 1862 г. по день своей кончины был настоятелем кафедрального Богоявленского собора. Указом Сената от 23 октября 1862 г. согласно представлению иркутского архиепископа Парфения его утверждили редактором "Иркутских епархиальных ведомостей", и Прокопий Громов исполнял эту обязанность по 1 января 1891 года. В них он опубликовал множество своих статей по истории Иркутской епархии и о старине города. Награжден был двумя золотыми наперсными крестами и несколькими орденами. Похоронен был в ограде Богоявленского собора.
После революции комиссия по охране памятников разрешила использовать собор для размещения хлебозавода. Это было очень тяжелое время для памятника архитектуры. Приспосабливая здание к промышленным нуждам, администрация хлебозавода многое перестроила здесь. В храме установили печи, в которых выпекались кондитерские изделия. Одно время в четверике, разделенном на несколько этажей, было общежитие.
В 1960 г. Богоявленский собор был поставлен на учет и охрану как памятник республиканского значения. В 1968 г. хлебозавод был выселен из здания, что дало возможность начать восстановление храма. Главным автором проекта и руководителем реставрационных работ была назначена Г.Г. Оранская, сотрудник Всесоюзного производственного комбината Министерства культуры СССР. Реставрация велась 18 лет. Иркутяне разных профессий участвовали в восстановлении из руин замечательного памятника архитектуры. Среди них особенно хочется выделить каменщика О.П. Кикаса, через чьи руки прошли тысячи специально приготовленных кирпичей, каждый из которых был положен мастером в предназначенное место и помог воссоздать архитектурную красоту здания, а также бывшего преподавателя керамического отделения Иркутского училища искусств А.Н. Штанько, который своим подвижническим трудом восстановил сложную технологию изготовления поливных изразцов и изготовил их в достаточном количестве для украшения Богоявленского собора.
Реставрация была закончена в 1985 году, и собор был передан Иркутскому областному художественному музею, который развернул там экспозицию отдела Сибирского искусства. Кроме произведений искусства сибирских художников, в соборе демонстрировались выставки из фондов Художественного музея, мастерских художников, а также привозные выставки (как, например, выставка икон из Исторического музея г. Москвы). В отделе Сибирского искусства несколько лет работал лекторий Общества возрождения русской духовности и культуры, постоянно проводились концерты духовной музыки.
В 1994 г. при иркутском епископе Хризостоме собор Богоявления был передан Иркутской епархии. Вскоре там, в бывшем Петропавловском приделе, был сооружен временный иконостас и начались богослужения. В настоящее время при неустанной заботе владыки Вадима идет подготовка в освящению главного Богоявленского храма. Иконописцы С.Н. Фролов, М.Б. Лутаенко Е.А. Алешина, И.И. Горбунова расписали стены алтаря, трапезной и работают над иконостасными иконами. Уже сооружено тело иконостаса (столяр А. Арзамасов) и создается его резной убор (скульптор-модельщик А. Пермяков, позолотчик А. Карпов). В здании строительной бригадой под руководством А.И. Фенина произведен ремонт: переделана система отопления, на внешние стены нанесен орнамент в соответствии со старинными росписями, крыша перекрыта медными листами.
На праздник светлой Пасхи 1995 г. после семидесятилетнего забвения духовный светильник в центре Иркутска возродился: епископом Вадимом был освящен собор Богоявления. Это значительное событие, совершенное во славу Божию, ознаменовало новый этап развития в духовной жизни города и области. Пришло время созидать храмы.